РФ снова ужесточила миграционную политику: российские пограничники по своему усмотрению могут отказать мигрантам во въезде, а полиция может задерживать их без постановления суда

Вступившие в силу в этом году российские законы коснутся мигрантов, уезжающих из Армении в Россию: депортировать стало проще. Эксперт дал советы во избежание проблем.
С 2025 года Россия вновь ужесточает миграционное законодательство, существенно сокращая безвизовый режим для иностранных граждан и вводя для депортации новые средства. По данным МВД, по состоянию на 1 декабря 2024 года российские власти вынесли 1.100 решений в отношении граждан Армении, а по состоянию на 9 октября въезд в Российскую Федерацию запрещен 16.337 гражданам Армении. С 1 января текущего года в Российской Федерации вступили в силу два закона, которые повлияют на миграционные потоки из Армении в Российскую Федерацию. Сегодня в ходе дискуссии об этом в Медиа центре заявила эксперт по миграционной программе организации «Армянский Каритас» Татевик Бежанян. По ее словам, граждане безвизовых государств, прибывающие в Россию с 1 января 2025 года, могут находиться на территории этой страны до 90 суток суммарно в течение года, напомнив, что ранее этот срок составлял сумарно 180 суток, если они не собираются работать, не имеют статуса временного проживания или резидента.

Татевик Бежанян
«Этот закон коснется наших водителей, которые работают в сфере грузоперевозок, а большинство из них не имеют временного вида на жительство. Если выяснится, что, например, работа водителей требует более длительного срока, а 90 дней их пребывания на территории Российской Федерации истекают, они получат запрет на въезд в Российскую Федерацию, и получится, что они больше не смогут въезжать в Российскую Федерацию как минимум три года», — сказала Бежанян.
Другой закон расширил полномочия пограничников. По словам Бежанян, они могут по своему усмотрению, не обсуждая это с другими ведомствами, отказать человеку во въезде в Российскую Федерацию на основании того, что, по их мнению, лицо представляет потенциальную угрозу безопасности Российской Федерации. Закон о депортации вступит в силу 5 февраля. Согласно закону, как представила Бежанян, полиция будет иметь право без постановления суда на 48 часов задерживать нелегального мигранта, подозреваемого в совершении уголовного преступления, или мигранта с инфекционным заболеванием.

Грайр Акопян
В случае, если подозрения подтвердятся, полиция снова будет иметь право без постановления суда депортировать мигранта. Также будет введен закон, согласно которому при выявлении нарушений среди мигрантов они попадут в «реестр нелегальных мигрантов», что лишит их возможности совершать какие-либо сделки на территории Российской Федерации. Другой участник обсуждения, начальник отдела сотрудничества с работодателями и трудовой миграции Управления обеспечения занятости и развития трудового потенциала Единой социальной службы Министерства труда и социальных вопросов Армении Грайр Акопян заявил, что для тех, кто намерен отравиться на заработки в Россию, со стороны государственных органов ведется работа по предоставлению соответствующей информации. Перед консультацией граждане также знакомятся с местными вакансиями, получают предложения о работе в Республике Армения. По состоянию на август 2024 года в России находятся 246 тысяч граждан Армении, из которых 46–48 тысяч проживают там нелегально. Эти цифры Бежанян привела на основе данных, полученных ею из неофициальных источников, от правозащитников и представителей армянской общины.
Согласно закону, если до 30 апреля данные лица не легализуют свое пребывание, то будут переведены в центры временного содержания иностранцев, после чего будут депортированы. Самая большая проблема связана с миграционным учетом. Г-жа Бежанян призвала граждан Армении, если они находятся в Российской Федерации не менее 30 дней, обязательно становиться на миграционный учет по фактическому адресу временного проживания, в противном случае им грозит лишение свободы на срок до 1 года. Также были представлены 4 основных шага, которые в течение 30 дней должен выполнить гражданин, направляющийся в Российскую Федерацию на работу. Граждане, отправляющиеся на работу, также должны вставать на миграционный учет, пройти платное медобследование, представить результаты в территориальную миграционную службу, сдать биометрические данные и получить дактилоскопическую карту.
После этого лицо должно заключить трудовой договор. Пытаясь раскрыть причины такого ужесточения миграционного законодательства, г-жа Бабаян отнесла начало процесса еще к 2015 году, однако ужесточение в период с 2024 по 2025 год носит беспрецедентный характер, что российское правительство объясняет наличием военная ситуация в стране. Подводя итоги обсуждения, участники также обсудили шаги, предпринятые правительством РА по данному вопросу: что следовало сделать и что было сделано. Бежанян отметила, что в настоящее время правительство проводит исключительно разъяснительную работу среди мигрантов: «Все это мелочи по сравнению с соседними странами». В качестве примера он привел опыт тех же соседних стран, где уже есть агентство по выездной трудовой миграции, или трудовые атташе, короче говоря, представители, которые конкретно занимаются защитой прав мигрантов своих стран.
Другим вариантом возможного решения является создание рабочих мест для мигрантов в Армении или перенаправление миграционных потоков в другие страны, поскольку из-за ужесточения правил работа в России становится все менее эффективной. Продолжая сказанное Бежанян, Акопян отметил, что помимо информирования государство предлагает мигрантам конкретную работу, другое дело, что они не соглашаются, а потом выполняют эту же работу в другой стране.
Никол Маргарян