Физические и психологические трудности: для госпожи Маник даже покупка буханки хлеба — настоящее испытание

Для многих принести домой воды, сходить в магазин и даже принять душ — обычное дело, но не для госпожи Маник. Она передвигаться с трудом, в селе Дсех нет удобств, а ее дом не приспособлен для нужд людей с ограниченными возможностями.
Для 63-летней Маник Харатян даже самые обыденные дела: поход в магазин, за водой и просто выход из дома зимой, стали тяжким испытанием.
С 15 лет она страдает от проблем с опорно-двигательным аппаратом, ее жизнь наполнена физическими и психологическими трудностями. В селе нет удобств для людей с ограниченными возможностями, а поддержка ограничена. Она живет в селе Дсех Лорийской области. Дом госпожи Маник не приспособлен для нужд людей с ограниченными возможностями, туалет и дрова для печи находятся на улице. Для этой с трудом передвигающейся женщины каждый выход из дома, если даже ей надо пройти несколько метров, по ее же словам, превращается в настоящее испытание. «Не люблю жаловаться, но, когда даже самая незначительная вещь становится большим испытанием, невольно думаешь: почему жизнь должна быть такой сложной?» — говорит она.
Госпожа Маник помнит свое детство, когда она без проблем бегала по сельским улочкам, играла с друзьями и помогала по дому. Все изменилось в тот день, когда она упала и не смогла подняться, как это делала прежде. «Я была совершенно здорова. Однажды, выходя на улицу, я упала.
В этот момент я почувствовала, что у меня онемели ноги, ниже пояса я ничего не чувствовал. Меня отвезли в больницу. Врачи сказали, что мне нужно набраться терпения и бороться. И я боролась… Через два месяца я понемногу начала двигаться, потом еще больше, но все уже было не так, как прежде», — говорит она.
Жизнь продолжалась, но не так, как она хотела или представляла в мечтах. Хотя госпожа Маник очень любила учиться, она не смогла окончить школу, поскольку добираться до нее было трудно, а переход из класса в класс был рискованным, так как приходилось преодолевать много ступенек.
Спустя годы, несмотря на трудности, она окончила курсы машинописи, но возможности работать по специальности не было. В селе не было ни спроса на ее профессию, ни необходимых условий. Сегодня в возрасте 63, после смерти родителей лет она живет одна.
Жизнь внешне спокойной и скромной женщины полна безграничных трудностей. Для многих принести домой воду, сходить в магазин и даже принять душ — обычное дело, но не для госпожи Маник.
«Когда погода теплая, мне удается кое-как добраться до магазина и купить хлеба, но зимой, когда идет снег или дождь, я не могу выйти на улицу. Я прошу соседей и друзей принести хлеба или что-нибудь еще, что мне нужно». Госпожа Маник носит воду для купания: «Мне негде купаться. Я пытаюсь все организовать, но это очень сложно».
К этим проблемам добавляется прохудившаяся крыша, которая протекает во время дождя и таяния снега. По ее словам, единственный доход — это пенсия и пособие, но этого недостаточно для улучшения качества жизни. «Я годами не получала никакой поддержки, но в 2023 году пришли проверить состояние нашего дома на предмет льгот, посоветовали обратиться в областную администрацию по поводу починки крыши и уехали. Приезжали прошлым летом, обещали поддержать и прислать кого-нибудь на помощь, я все еще жду», — говорит она.
Она не умеет пользоваться интернетом, нет и телефона с современными функциями, и хотя госпожа Маник хорошо разбирается в законах и своих правах, она не в состоянии донести свой голос до соответствующих органов. «Община укрупнена, центр находится в другом городе, я не могу ездить туда и обратно, а сейчас все онлайн, я же не знаю, как этим пользоваться», — объясняет госпожа Маник. Госпожа Маник не теряет надежды, с каждым новым днем ожидая в своей жизни хороших перемен. «Человек должен жить, несмотря ни на что. Иногда я думаю, что, если бы мой дом был немного комфортнее, возможно, моя жизнь была бы легче. Мне не нужно многого, только минимальные удобства, чтобы не приходилось каждый день тратить столько сил и энергии на мелочи».
Сюзанна Харатян