«В Шираке нет скотобоен». Как погрузить в машину 40-килограммовую свинью или полутонного быка, чтобы отвезти их за 100 километров на бойню в Армавире?»

Продавцы мяса проводят акцию протеста.
Продавцов мяса, работающих на гюмрийском центральном рынке, продолжают штрафовать за продажу мяса, не поступившего с бойни, а их товар конфисковывать.

Карен Мкоян
Сегодня продавцы мяса и сельчане провели очередную акцию протеста перед зданием областной администрации из-за нерешенного вопроса скотобоен в Ширакской области. Они требуют либо отменить обязанность продавать мясо с убоя, либо обеспечить область скотобойнями, чтобы там можно было вовремя забивать животных. Проблема в том, что в области нет ни одной действующей скотобойни, а продавцов постоянно штрафуют за продажу мяса, не поступившего с бойни. «Меня 7 раз оштрафовали на 20.000 драмов, 2 раза на 100.000 драмов, а также конфисковали 2 забитых животных», — рассказал продавец мяса Карен Мкоян в интервью телеканалу REGIONS TV и добавил:«До сих пор мы торговали на рынке как физические лица, но теперь приняли закон, который не позволяет это делать физическим лицам. Мы должны регистрироваться как частные предприниматели.
Но как на розничном рынке быть регистрироваться частный предприниматель. В Ширакской области нет бойни, мы звоним на бойню в Армавире, они говорят, что мяса нет, привозите, мы зарежем. Как погрузить 40-килограммовую свинью или полутонного быка в машину, чтобы отвезти их на бойню, расположенную примерно в 100 километрах? Поэтому сельчане не отвозят скот на бойни, а делят его между собой и продают», — рассказал мясник Ованес Аракелян.
«Я из Ахуряна. Куда мне отвезти свой товар? Держу свиней, корм купил в долг, забить не могу. Мне надо в больницу, я нуждаюсь в стентировании. Свинину никто не покупает, мой товар залежался. Пусть построят бойни, пусть в каждом районе будет своя, пусть тогда и заставляют, а мы будем отвозить скот туда. В противном случае моих свиней никто не купит, торговцев мясом оштрафовали, никто не возьмет их на продажу.

Сеник Кочоян
Езиды пешком гонят туда крупный рогатый скот, но свиней не ведут. Что нам делать?» — отметил животновод Сеник Кочоян. К продавцам мяса из Ширакской области присоединились и продавцы мяса из Спитака. Продавец мяса из села Мец Парни Артем Габриелян заверил, что в их общине также нет бойни, а скот на убой везут в Армавир или Ванадзор. «В областной администрации говорят, что есть закон, мы должны его соблюдать, сертификат скотобойни обязателен. Они со своих теплых мест решают, как нам забивать скот . Могу ли я отвезти на бойню 30-килограммовую свинью, чтобы ее забили?» — спросил продавец мяса из села Мец Парни.

Артем Габриелян
Протестующих продавцов мяса перед зданием администрации Ширакской области принял заместитель губернатора Артуш Ованнисян, который был назначен на эту должность около месяца назад, а до этого в течение 4 лет он был исполняющим обязанности руководителя Ширакского областного центра Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов РА. Он хорошо осведомлен об этой проблеме и посоветовал продавцам мяса объединиться и создать либо мобильную, либо небольшую модульную бойню.
«Говорят создайте мобильную бойню, постройте комбинат, достаньте машину. Если бы у меня было столько денег, 20–30 миллионов драмов, зачем бы я в такой холод продавал мясо? Голодные люди соберут хлеб с помойки, а ониговорят: мы должны равняться на Европу. Заместитель губернатора глядит в окно и говорит: «Вас 300 человек, вот как вас много, соберитесь и откройте бойню». Но как? Это все равно, что сказать пассажирам, летящим в Москву, накопить денег на билеты, купить самолет и лететь.Это возможно?» — продолжил разговор другой продавец мяса Артур Антикян.

Армен Бадалян
Присоединившийся к протестной акции продавцов мяса правозащитник Армен Бадалян, представил проблему с правовой точки зрения, отметив, что требование народа справедливо, и что правительство должно было учесть мнение народа, принимая такое решение. «Сейчас создали трудные условия для людей: сельчанин должен заплатить 30.000–40.000 драмов, чтобы отвезти свой скот для убоя на бойню. Сначала государство должно создать условия, а затем предъявлять владельцам скота такое требование. По какому праву вы отбираете мясо упродавцов и сжигаете? Люди, ваше требование справедливо, правительство обязано с вами считаться, вы должны отстаивать свое конституционное право, -заявил Армен Багдасарян и отметил, — «Когда есть общественное требование, правительство должно пересмотреть принятое им решение и отменить его, поскольку закон, который вредит народу, не может действовать. Он может действовать только тогда, когда будут созданы надлежащие условия для его осуществления, то есть, когда будут бойни. Правительство обязано решать ваши основные проблемы за счет ваших налогов и государственных средств».

Роман Амаякян
С продавцами мяса встретился и начальник управления сельского хозяйства администрации Ширакской области Роман Амаякян. Он заявил, что в Ширакской области есть три скотобойни, имеющие разрешения на убой, но ни одна из них не работает. В настоящее время ведется работа по поиску механизмов их эксплуатации. Он сослался на решение правительства открыть скотобойню. Согласно внесенным изменениям, частные предприниматели вместо крупных скотобоен могут построить и эксплуатировать пункты по убою скота и работать. «Этому следующее обоснование: в результате своей работы продавцы получают доход и могут приобретать оборудование для скотобоен. По решению правительства, лизинг на приобретение оборудования для скотобоен предоставляется по процентной ставке 2-3% процента с первоначальным взносом в размере 20%, из которых 80% выплачивает государство, со сроком погашения 5 лет. Если не хотите открывать пункты скотобоен, значит, вы не хотите работать», — сказал Амаякян.
По его словам, для строительства модульной бойни средней мощности необходимо 12 млн драмов. По его словам, на строительство модульной бойни средней мощности необходимо 12 млн драмов, авансовый взнос со стороны хозяйствующего субъекта составит 300–400 тыс. драмов, а остальную сумму выплатит государство. Годовая процентная ставка по лизингу составляет 2–3 процента. А мобильные бойни обходятся дороже. По словам Амаякяна, только 2 жителя Ширакской области выразили желание построить небольшую скотобойню; администрация общины Ашоцк также предложила за счет общинных средств построить модульную скотобойню.
По данным проведенной в январе 2025 года переписи в Ширакской области насчитывается около 62 тысяч голов крупного рогатого скота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также из-за требования забоя в скотобойнях. И для забоя такого огромного количества скота нет ни одной бойни. Продавцы мяса не удовлетворились доводами, представленными областной администрацией. Многие из них сегодня узнали о существовании такой программы, но не спешат брать кредиты на строительство бойни. Они говорят, что не хотят влезать в долги и не уверены, что этот вариант сработает.
Продавцы мяса 6 февраля провести еще одну акцию протеста перед зданием Ширакской областной администрации, призвав присоединиться к ним жителей не только Ширакской области, но и других населенных пунктов республики.
Карине Казарова