Ара Погосян: Растущий авторитет Индии может создать дополнительные возможности для восстановления военно-политического баланса для Армении на Южном Кавказе

Сегодня в мире одной из актуальных тем является обострение отношений между Индией и Пакистаном. Перемирие между этими государствами, о котором торжественно заявил президент США Дональд Трамп, продержалось около двух часов. Индийское правительство официально подтвердило информацию о новых обстрелах и обвинило Пакистан в нарушении достигнутых договоренностей. После нарушения режима тишины на индийской границе усилились проверки транспорта и людей, направляющихся в Пакистан или обратно.
В интервью REGIONSTV политолог Ара Погосян сказал, что индо-пакистанский конфликт является одним из самых затяжных и сложных в мире. Он имеет глубокие исторические корни, религиозную подоплеку и геополитическое значение. Кашмирский вопрос остается главным камнем преткновения в отношениях между Индией и Пакистаном, препятствуя установлению мира и стабильности в регионе.
По мнению Погосяна, чтобы понять суть индо-пакистанского конфликта, важно углубиться в период обретения независимости. Политолог напомнил, что до 1947 года Индия была колонией Британской империи, где в результате различных исторических преобразований проживало довольно многочисленное мусульманское население. В 1947 году Индия была разделена на две части, и образовались два государства: Индия и Пакистан. «Однако раздел Индии не решил проблему населенного мусульманами штата Джамму и Кашмир, который, по моему мнению, был намеренно оставлен в качестве конфликтогенной зоны, чтобы впоследствии через этот конфликт влиять на стороны. Позже произошло несколько войн и отдельных локальных военных действий, в которых Индии удалось добиться успеха. Теракт 22 апреля в Пахалгаме, на территории Джамму и Кашмира на севере, оказал довольно глубокое влияние на правящие элиты Индии», — отметил Ара Погосян.
Эксперт считает, что эскалация конфликта имеет региональный и геополитический характер. «Главной причиной является проблема региона Джамму и Кашмир, решение которой каждая из сторон ожидает в свою пользу. Еще одним важным обстоятельством является то, что Индия приостановила действие закона, согласно которому жители других регионов не могли приобретать недвижимость в этом регионе и менять демографическую картину. Отмена закона оказалась очень болезненной для народа Пакистана и Кашмира. В конфликте водный вопрос также является инструментом давления Индии на Пакистан. Даже во время предыдущих военных операций двусторонние обязательства по управлению водными ресурсами не приостанавливались. Соглашения, достигнутые в 1960 году по использованию вод реки Инд, являются инструментом для Индии», — сказал Ара Погосян.
Что же касается обострения отношений Индии и Пакистана и риска перерастания в полномасштабную войну, Ара Погосян считает, что риск ядерной войны крайне мал, поскольку обе страны являются ядерными державами, и ядерный конфликт будет иметь разрушительные последствия для обеих сторон. Он отметил, что у Индии достаточно большая стратегическая глубина, а у Пакистана — нет, что означает наличие географического дисбаланса. «Однако я считаю реалистичной перспективу «мягких мер» Индии по разделу Пакистана, подобно тому, как Бангладеш когда-то обрел независимость от Пакистана. В последние дни активизировалась и Армия освобождения Белуджистана, который стремится создать независимое государство Белуджистан. Я думаю, что в какой-то момент Индия начнет поддерживать эти и подобные движения, что может привести к созданию новых государств», — сказал политолог.
Ара Погосян отметил, что в этом году у Индии четвертая по величине экономика мира по номинальному ВВП, она обогнала даже Японию. «Индийские технологические возможности растут, и сейчас для Индии наступил важный момент. Неслучайно премьер-министр Нарендра Моди вчера объявил о «Новой Индии», которая уже никогда не будет прежней. Это военно-политическое заявление, в котором Индия заявляет о своих амбициях», — подчеркнул собеседник REGIONSTV.
Погосян также указал на то, что в любом конфликте, естественно, есть заинтересованные стороны. Индия пользуется открытой поддержкой Израиля, а Израиль враждебно относится к Пакистану, поскольку Пакистан поддерживает палестинское сопротивление и занимает враждебную позицию по отношению к Индии: он годами угрожает Индии ядерными ударами. Израиль, который, в свою очередь, хочет ослабить потенциальных сторонников «оси сопротивления», с этой целью продал Индии огромное количество БПЛА в дополнение к технологической поддержке․
Эксперт отметил: «В индо-пакистанском конфликте есть как внерегиональные, так и внутренние заинтересованные стороны. Между Индией и Китаем существует серьезная экономическая и геополитическая конкуренция, поэтому Китай поддерживает Пакистан. Дело в том, что для администрации Трампа Китай был проблемой номер один, опережая даже Россию, и сегодня США рассматривают Индию как противовес Китаю. Более того, американским предприятиям в Китае рекомендуется переезжать именно в Индию. В этом смысле США нужна более мирная и предсказуемая Индия. Однако с геостратегической точки зрения, возможно, для США выгодно, прежде чем американский капитал поступит из Китая в Индию, продемонстрировать силу и возможности против Пакистана, ближайшего союзника Китая, через Индию, которые впоследствии будут использованы в качестве козырной карты», — сказал Погосян.
Политолог подчеркнул, что Турция и Азербайджан активно поддерживают Пакистан. «По данным Информационного центра индийской армии, только за первые два дня последней активной фазы конфликта Пакистан использовал около 400 турецких беспилотников. Это чрезвычайно высокий показатель, при этом Пакистан с первого дня получил активную политическую и дипломатическую поддержку со стороны Азербайджана, что не осталось незамеченным Индией. Следует отметить, что эти отношения не новы и имеют определенную историческую глубину. Еще во времена кемалистского движения пакистанские элиты призывали к джихаду во имя Османской империи. Они принимали османских султанов как халифов, и с тех пор у них сложились чрезвычайно тесные отношения», — отметил Ара Погосян.
Эксперт подчеркнул, что дестабилизация Пакистана откроет новые возможности для игроков, желающих укрепить свои позиции. В частности, чем больше проблем будет у Пакистана, тем больше влияние будут иметь Турция и Азербайджан. «Турция стремится получить ядерные технологии, и с этой целью на ядерных объектах Пакистана задействовано довольно большое количество турецких специалистов. Я думаю, что и здесь Турция, по принципу «услуга за услугу», не упустит ни одной возможности», – сказал Погосян.
Что касается влияния противостояния двух ядерных стран на регион Южного Кавказа, Ара Погосян отметил, что индо-пакистанский конфликт вряд ли окажет военное влияние на наш регион, но в случае успеха Индии вполне реально ожидать существенных изменений. «Индия уже за эти несколько дней боевых действий испытала различные военные средства собственного производства, начиная от ракет большой дальности и заканчивая системами ПВО и РЭБ. Будучи одним из основных поставщиков вооружений Армении, растущий авторитет Индии также может создать дополнительные возможности для восстановления военно-политического баланса для Армении на Южном Кавказе, однако это будет возможно только при целенаправленной и многосторонней работе», — заключил политолог Ара Погосян.
Забела Авакян