Налоговый проект правительства приведет к новой волне инфляции

Проект перехода от налога с оборота на общую систему налогообложения вызвал недовольство. Экономисты говорят, что в случае принятия законопроекта инфляция в ряде услуг будет неизбежной или увеличится теневая. Говорят, что, если проект примут, то инфляция в ряде услуг будет неизбежна или вырастет тень.
Инициатива правительства по внесению изменений в Налоговый кодекс, которой предлагается перевести сектор профессиональных услуг из режима налога с оборота в систему общего налогообложения, вызвало недовольство бенефициаров сектора, поскольку, согласно поправке, для хозяйствующих субъектов, которые управляют юридическим, бухгалтерским, головным офисом, предоставляют услуги управленческого консалтинга и ряд других секторов предусмотрено повышение налогов с 5% до 31%. В обосновании проекта указано, что его цель сократить разницу между налоговым бременем системы налога с оборота и общей системы налогообложения, повысить стимул к документированию расходов хозяйствующих субъектов, что также сделает две системы налогообложения для большого и малого бизнеса более адресными. На слушаниях в парламенте заместитель министра финансов Арман Погосян заявил, что цель изменений – усиление принципов равного налогообложения. Правительство предлагает пересмотреть ставки налога с оборота, установленные для основных видов деятельности (коммерческая (купля-продажа) деятельность, производственная деятельность, деятельность в сфере общественного питания, иная деятельность) с возможностью снижения подлежащего уплате налога за счет документально подтвержденных расходов. При наличии соответствующей документации налоговая нагрузка может быть существенно снижена – до 4%.
Если проект будет принят, для многих юридические услуги окажутся недоступными: это одна из главных проблем бенефициаров проекта. Председатель общественной организации «Защита налогоплательщиков» Пайлак Тадевосян В беседе с REGIONSTV сказал об этом законодательном изменении следующее: если правительство решило перейти в сферу общего налогообложения, постепенно отказываясь от режима циркулярного налогообложения, то почему оно концентрируется на нескольких секторах? Согласно г-ну Тадевосяну, разработчикам проекта следует оценить налоговую бремя детализированной деятельностью, оставив в микро очень ограниченный круг налогоплательщиков, оставив в налоге с оборота отдельные отрасли, проявляя к ним обобщенный подход: «Делать какое-либо дело, ставя заплаты — это очень плохо».
По мнению Тадевосяна, при повышении налогового бремени задекларированных организаций в относительно более выгодном положении оказываются организации, действующие в тени. «Чтобы избежать всего этого, необходимо совершенствовать контроль, осуществлять администрирование по отношению ко всем, выводя как можно больше из тени в сферу налогообложения, затем применить новые инструменты для равного распределения налогового бремени», — сказал он.
Как отметил Тадевосян, проект не даст желаемого результата, поскольку люди найдут другие способы не появляться в данной сфере. Он привел в пример крупные компании, которые разделены на несколько частей и облагаются налогом с оборота. Экономист Сурен Парсян в беседе с нами также отметил, что в результате изменений произойдет инфляция услуг в сферах адвокатуры, бухгалтерского учета, рекламы и юридических услуг, за которые будут платить 31% вместо нынешних 5% оборота. налог. «В случае этих отраслей основные затраты — это рабочая сила. Здесь нет продукта, сырья, материалов, которые можно приобрести, одновременно снизив налог на прибыль. Существующий налог на прибыль в размере 31% бизнес наложит на цену, а платить будет потребитель. В некоторых случаях им придется платить налоги за счет своей прибыли, что станет для них дополнительной финансовой нагрузкой», — сказал Парсян. При таком развитии событий экономист прогнозирует два возможных исхода: либо инфляция, либо теневой рост.
По мнению экономиста, в условиях подобного налогового бремени найдутся компании, которые будут пытаться работать в теневом поле, избегая налогов, или будут работать со своими клиентами на «иных» условиях, по более низким ценам, чтобы избежать налоговых обязательств. Согласно представленному Парсяном, правительство «сделало своей мишенью» малый и средний бизнес и пытается решить проблему налогового администрирования путем применения к нему дополнительного налога.
«Это несправедливо. Малый и средний бизнес является фактором формирования среднего класса для любой страны, и когда государство бьет по нему, оно бьет по среднему классу. Это не только экономическая, социальная, но и политическая проблема», — добавил к сказанному экономист. Он также отмечает, что правительство никоим образом не пытается применять жесткую налоговую политику или дополнительные налоговые ставки к крупному бизнесу, оно нацелено, по его словам, на малый и средний бизнес — «сироту». Что же касается требования надлежащего оформления документации в сфере общественного питания, представленного проектом, то многие эксперты отмечают, что в этом случае уязвимы продавцы сельхозпродукции, кто не документирует свою торговлю. А их продукцию часто покупают предприятия общественного питания – рестораны, кафе, которые обычно покупают продукты на рынке. Организации и НКО, представляющие малый и средний бизнес, обратились к премьер-министру с предложением, требуя отложить принятие закона до января 2026 года и пересмотреть проект. Если предложения не будут приняты, законодательные изменения вступят в силу 1 июля.
Никол Маргарян