Арарат Мирзоян дал интервью Центральному телевидению Китая (CGTN) | Regions

Арарат Мирзоян дал интервью Центральному телевидению Китая (CGTN)

07 июля,2025 17:31

В рамках своего официального визита в Пекин министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян дал интервью Центральному телевидению Китая (CGTN).

— Ваш визит в Китай состоялся по приглашению министра иностранных дел Китая Ван И. Можете ли вы поделиться основными темами переговоров и были ли зафиксированы какие-либо конкретные результаты?

— Это был мой первый официальный визит в Пекин, и я хотел бы поблагодарить министра Ван И за приглашение. Это была хорошая возможность подвести итоги проделанной работы, зафиксировать достижения и наметить путь дальнейшего сотрудничества, который нам предстоит пройти вместе. Должен подчеркнуть, что обсуждались довольно важные темы.

У нас уже есть ощутимые результаты, особенно в сфере взаимных торгово-экономических отношений. Как мы видим, например, наш взаимный товарооборот увеличился на 700 миллионов по сравнению с прошлым годом. Мы также запустили прямой рейс Ереван-Урумчи. Таким образом, деловые контакты растут, развиваются торговля, контакты между людьми, культурные связи, также активно ведется политический диалог. И это далеко не весь потенциал развития отношений. Вместе с моим коллегой министром Ван И мы обсудили стратегический характер наших отношений, схожесть наших подходов к мировой политике, наше сотрудничество на международных площадках, а также двустороннюю повестку. Это может стать началом новой страницы наших отношений, и я уверен, что в ближайшие месяцы мы увидим ощутимые результаты.

— Недавний израильско-иранский конфликт вызвал серьезную обеспокоенность во всем мире. Китай активно продвигает мирные переговоры и призывает все стороны к сдержанности. Как Вы оцениваете роль Китая в международной дипломатии и урегулировании конфликтов?

— Армения — граничащее с Ираном соседнее государство, и мы были очень обеспокоены и выразили свою позицию, осудив одностороннее применение силы, нападение на Иран, в первый же день. Кстати, наша позиция была довольно близка к подходу, высказанному позже Шанхайской организацией сотрудничества. Это не только основано на наших дружеских отношениях с Ираном, но и с учетом возможной угрозы, возможного ядерного заражения.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что Армения – сопредельное государство. Мы были серьезно обеспокоены, и сейчас видим, что установлено прекращение огня. Мы надеемся, что оно будет сохранено, и все вопросы будут решаться дипломатическим путем, путем переговоров.

Мы заинтересованы в установлении мира в нашем регионе. Как страна, которая столкнулась с войной в не очень давлеком прошлом за последние несколько лет, мы заинтересованы в установлении мира не только на наших границах, но и в других регионах и в более широкой географии. И в этом смысле, как мы понимаем, наши подходы очень близки к подходам КНР.

У нас есть мирная повестка, которая является одним из приоритетов Республики Армения. Мы ведем переговоры с Азербайджаном.

Мы согласовали проект мирного соглашения. Сейчас мы готовы подписать, а затем и ратифицировать это мирное соглашение. Мы также пытаемся нормализовать наши отношения с нашим западным соседом, Турцией.

Так что мир — это то, во что мы действительно верим. И еще раз, еще раз подчеркну, именно так мы воспринимаем китайский подход, политику КНР. И мы помним, и мы благодарны, что Китай также приветствовал соглашение по проекту мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, и поддерживает мирные переговоры и нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном.

Если рассматривать международные отношения шире, то нарушение международного права, территориальной целостности, отсутствие правил в международных отношениях выгодно не только Армении, но и, как мы понимаем, Китаю и человечеству в целом. Если общая и конечная цель – установление или восстановление или укрепление международного права, укрепление многополярности, то мы полностью разделяем этот подход.

— На самом деле, я знаю, что Армения представила инициативу «Перекресток мира», которая во многом совпадает с инициативой Китая «Один пояс и один путь», которая способствует развитию связей и регионального сотрудничества. Как Вы видите синергию между этими двумя инициативами?

— Очевидно, что весь мир сейчас пытается открыть новые логистические правила для укрепления связей между странами, и инициатива «Один пояс, один путь», а также инициатива Армении «Перекресток мира» являются частью этого общего поиска, направленного на создание новых или лучших связей. Как Вы упомянули, инициатива «Перекресток мира» Республики Армения полностью совпадает с видением «Один пояс, один путь». Основная идея заключается в обеспечении лучших связей между Европой и Восточной Азией, между Парижем и Пекином, и мы ясно видим свободное и беспрепятственное перемещение товаров и людей из Парижа в Пекин, из Франции на Южный Кавказ, в Армению, затем в Центральную Азию, например, через Казахстан, в Китай.

И если эта лучшая связь будет реализована и будет гладко работать, назовите ее «Перекрестком мира», назовите ее «Один пояс, один путь», она принесет пользу всем странам и всем народам и поможет правительствам обеспечить или достичь своей главной цели: обеспечить благополучие и счастье своих граждан. Этой осенью в Тяньцзине, Китай, пройдет саммит Шанхайской организации сотрудничества. И как партнер по диалогу ШОС Армения видит, что ее общий объем торговли с Китаем растет с каждым годом.

— По Вашему мнению, как взятое ШОС направление сотрудничества по зеленому развитию и цифровой экономике может принести новые возможности обеим странам?

— Армения является партнером по диалогу ШОС, и основополагающие принципы организации очень важны для Армении. Давайте вспомним некоторые из них: территориальная целостность, нерушимость границ, неприменение силы.

Это именно то, на чем Армения сегодня строит свою внешнюю политику. Так что эти принципы очень важны для нас. Но также, в качестве дополнения, мы видим, что в рамках организации также продвигается ряд других повесток, вы упомянули некоторые из них: искусственный интеллект, цифровая экономика, зеленый переход, вопросы климата.

Эти темы также важны для нас. Давайте вспомним только один факт, я думаю, это достаточный показатель. Одна из основных частей торговли между Арменией и Китаем, я бы сказал, самая большая часть, это зеленые технологии.

Итак, еще раз, в качестве дополнения, когда мы говорим немного шире о вопросах климата, биоразнообразия, то вопросы климата также очень важны для Армении. В следующем году мы собираемся провести конференцию COP17 по биоразнообразию, и в рамках подготовки к этому важному для нас мероприятию мы также ожидаем сотрудничества с Китаем в этом контексте. Я говорю это, чтобы показать заинтересованность Республики Армения в деятельности этой организации и развитии нашего сотрудничества. Более того, мы приняли решение расширить, увеличить наше участие в этой организации. Кстати, это также было одной из тем обсуждений, переговоров между армянской и китайской делегациями. Мы четко выразили свою позицию, желание увеличить свою роль в этой организации. И мы надеемся, что эти наши стремления будут приветствоваться государствами-членами.

— В этом году исполняется 33 года дипломатическим отношениям между Китаем и Арменией. Помимо экономического сотрудничества расширились и культурные обмены. Растущая популярность китайского языка в Армении и проведение в Китае Международного конкурса скрипачей имени Хачатуряна подчеркивают связи между народами. Заглядывая вперед, каковы Ваши ожидания на будущее?

— Безусловно. Культурные обмены очень важны для укрепления и развития связей между народами. И я должен с удовлетворением отметить, что в обоих обществах растет интерес: в Армении к китайскому языку, к китайской культуре, в Китае — к армянской культуре. Если мы посмотрим на историю, если мы немного углубимся в историю, то увидим, что между китайской и армянской цивилизациями всегда было хорошее взаимодействие. Всегда были крепкие культурные связи. Но, я думаю, что нас всех радует то, что сегодня этот интерес к Армении и Китаю только растет. И снова я хотел бы привести пример. В Армении есть школа, где преподают китайский язык. И там большая очередь, родители хотят отдать своих детей учиться в эту школу. Это довольно показательный пример, я думаю. А также популярность конкурса «Хачатурян» и армянской музыки в Китае. Это просто примеры, чтобы показать общую тенденцию.

Новости