Мирный договор -лживая повестка, внедренная с целью привлечь власти Армении к демаркации и делимитации границы в Тавуше, чтобы мирным путем заполучить труднодоступные территории
Политолог Гурген Симонян считает, что в высказываниях Ильхама Алиева виден след других акторов, включая Россию.
Необходимость защиты суверенитета и независимости Республики Армения становится все более актуальной в свете недавних заявлений президента Азербайджана. Каждый шаг, направленный на укрепление нашей армии, служит не только интересам нашего государства, но и стабильности в регионе в целом. Вопросы безопасности и обороноспособности являются исключительной прерогативой Армении, и любое внешнее вмешательство в эти сферы недопустимо. Эти темы были обсуждены в беседе REGIONSTV с политологом Гургеном Симоняном.
— Г-н Симонян, президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам поставил под вопрос заключение мирного договора между Ереваном и Баку. По его словам, «если мирный договор не нужен Еревану, то и Баку может обойтись без него». Как Вы прокомментируете заявление Алиева?
— Однозначно, что никакого мирного договора быть не может, потому что каждый мирный договор исходит из мирных реалий, а не наоборот. В нашем регионе условий для мирных реалий до сих пор нет; Азербайджан пытается бойкотировать процесс, но виновным за этот бойкот объявляет не себя, а Республику Армения. Это повод для того, чтобы отклонить предложения и все форматы дискуссии вокруг мирного договора. Это лживая повестка, которая была внедрена в политическую арену Республики Армения, чтобы привлечь власти к лживым политическим действиям: а именно к демаркации и делимитации границы в Тавуше, что является своего рода гибридной войной; то есть мирным способом заполучить те территории, которые во время вооруженного столкновения могли бы быть недостижимыми. Именно это происходит вокруг Армении.
—В своем интервью Алиев сказал, что «вооружение Армении приведет только к новой эскалации напряженности. Мы этого не хотим. Мы хотим мира». Он обвинил Армению в создании угрозы региональной безопасности. Ваше мнение по этому поводу.
-Нужно подчеркнуть, что иметь собственную армию и вооружать эту армию любыми средствами, не запрещенными международными конвенциями, — исключительно право республики Армении. Таким образом, то, что заявляет президент соседствующей страны, является вмешательством во внутренние дела Республики Армения. Наша власть и дипломатическая служба должны ответить, что ни одна страна не имеет право вмешиваться во внутренние дела Республики Армения. Перевооружение армии, состав и структура вооруженных сил относятся к внутренним делам Республики Армения. Это еще раз подчеркивает тот факт, что Азербайджан стремится дестабилизировать ситуацию в регионе, а для этого нужна необороноспособная Армения. Вот почему и делаются подобные заявления.
—Г-н Симонян, Алиев также заявил, что Армения не должна быть «географической преградой» между Турцией и Азербайджаном, пригрозив при этом открытием так называемого «Зангезурского коридора». «Зангезурский коридор должен и будет открыт. Чем раньше они это поймут, тем лучше». Как Вы считаете, готовится ли Алиев к более масштабной региональной войне?
-Главная цель, ради которой Алиев постарался и дал интервью, — это экстратерриториальные требования к Республике Армения. Вся эта риторика и милитаристические угрозы по отношению к Армении направлены на то, чтобы оторвать от нее Сюник и тем самым лишить республику стратегического значения, что повлияет на ее суверенитет. Это обеспечит связь тюркских государств между собой, что является недопустимой целью. Я считаю, что здесь замешаны и другие акторы, и что они подтолкнули Ильхама Алиева к подобным высказываниям. Эта угроза исходит и от России. Россия пытается абсорбировать Республику Армения, чтобы после прийти и спасти то, что осталось от турецкой агрессии. Сюник является главной целью, но Республика Армения должна защищать связь с Ираном и сохранить Сюник как незыблемую часть своей территории. Чтобы сохранить стратегическое значение и геополитическую важность, мы должны осознать, что Сюник привлекает в Армению мировых акторов. Сюник задает стратегическую важность Республики Армении.
—Президент Азербайджана назвал Армению фашистским государством, утверждая, что ее руководство формировалось под влиянием фашистской идеологии, и поэтому фашизм должен быть уничтожен.
-Фашистской страной назвал потому что есть такое понятие: если не хочешь, чтобы тебя обвинили в фашизме, назови фашистами других. Это психологическая атака, чтобы фашистские дегуманизированные акции и политика со стороны Азербайджана не казались таковыми. Они хотят создать почву для будущей агрессии, поэтому и применяют эту технологию.
—Г-н Симонян, почему Армения не обращается к ООН, ЕС и другим международным организациям по поводу того, что Азербайджан открыто ей угрожает?
—Не знаю почему не обращается. Это просто инертное настроение и инертное поведение политической верхушки Республики Армения. Это и есть проблема. Самая большая проблема для нас — это политика, которая ведется в нашей стране. Я считаю ошибкой то, что не обращаются. Они считают, что мирный диалог возможен, а мир, к сожалению, сегодня по сути невозможен.
—Макрон обвинил Москву в том, что она помогла Азербайджану. В Баку назвали слова Макрона безосновательными, провокационными, обвинив Париж в проармянской политике, и в том, что он якобы ставит под сомнение суверенитет Азербайджана. Какова Ваша оценка?
-Я считаю, что Макрон сделал эти заявления в первую очередь не для Азербайджана или против него, а для Республики Армения. Таким образом, он советует властям Армении совершить стратегический рывок и реверс, отойти от геополитических, экономических и военных союзов с Россией. То есть, он четко дает понять Армении, что Россия не является надежным союзником, а, наоборот, помогает нашим врагам. В связи с этим Армения должна быстро определиться и принять западную помощь, а также рассмотреть стратегическое партнерство с западными странами.
—Трамп намерен вывести отношения с Азербайджаном на более высокий уровень. Американские аналитики отмечают, что «тесные связи с Баку для администрации Трампа являются приоритетом как местный противовес региональному влиянию России, Ирана и Китая».
-Что касается администрации Трампа — это политика вполне целесообразная, тем самым Азербайджану говорят, что не все двери перед ними закрыты. Не хотят подтолкнуть эту страну к клану диктаторских стран, т.е. примкнуть к диктаторским государствам — России, Китаю и другим. Они держат открытыми пространство и двери для того, чтобы Азербайджан не совершил какие-либо экстраординарные шаги, которые могут повлиять на стратегические интересы западных стран.
—Г-н Симонян, Алиев отдельно выразил недовольство инцидентом с самолётом, попавшим на территории России под обстрел. Его заявление, а также охлаждение отношений с Кремлем наводят на мысль о возможном сближении с Западом. Вам не кажется, что Алиев начал процесс выхода из «дружеских» отношений с Кремлём в сторону Запада?
-Нет, отнюдь не считаю, что Алиев может развернуться от Москвы, потому что он — фигура, глубоко аффилированная с московской элитой, т.е. это одно и то же. И реверс просто невозможен. Такие высказывания могут быть проявлением недовольства, потому что Кремль хотел доходчиво объяснить Алиеву, что его политика зависит от общей политики Москвы в регионе. Но разворота или отрыва от московской политики не получится. Во-первых, России — это благодарная страна, а во-вторых, это аффилированное лицо российской власти. Так что эти высказывания мы никоим образом не можем считать сближением Азербайджана с западными странами. Это просто концептуально невозможно. Для сближения с Западом тот же Запад выдвигает очевидные требования. Во-первых, это сменяемость власти, что просто невыгодно для династии Алиевых. Во-вторых, это возвращение граждан Нагорного Карабаха на свою историческую родину, что тоже невозможно. А в-третьих, это отрыв от всяких связей с диктаторскими странами. Алиев ни в коем случае не может пойти навстречу этим требованиям. Существование алиевского клана противоречит сближению с Западом. Так что эти высказывания, прозвучавшие в адрес России, просто намеки и недопонимания внутри семьи так называемых диктаторских стран.
Забела Авакян