Чем Вы отличаетесь от Вашего апшеронского соседа?
О безнаказанности и хищничестве алиевского клана несколько лет назад громогласно заявляли и его оппозиционеры внутри страны, и авторитетные международные организации, и журналисты. Имена супруги Ильхама Алиева Мехрибан, их сына и дочерей оказались в «Панамских документах». Они являются собственниками ряда офшорных компаний на Британских островах. По данным юридической организации Mossack Fonseca, дочери Ильхама Алиева контрлируют большую часть акций шести золотодобывающих компаний в своей стране.
https://www.rbc.ru/politics/04/04/2016/5702a1ba9a7947fd0e9fa55d?from=main
Природное богатство страны в гораздо больших объемах поступает в казну алиевской семьи, нежели в госбюджет. А в феврале 2017 года Алиев заставил усомниться в его психическом здоровье, когда сделал вице-президентом свою 52-летнюю супругу Мехрибан Алиеву, а ровно через год назначил досрочные президентские выборы.
Серж Саргсян также нашел пути обеспечения своей власти и одновременно благополучного долголетия своей династии. С какой стати семья Саргсянов должна была уступать Алиевым? Достаточно назвать всего два имени: Микаел («Мишик») Минасян – зять, наполовину предприниматель, наполовину дипломат, и Александр («Сашик») Саргсян – брат, совладелец термина «пятьдесят на пятьдесят». Монополия в импорте и экспорте ряда товаров, наружные определители скорости, бизнес на «деньгах из воздуха», «жатва» медиаполя и пр. Семья предпринимает упорные попытки продолжить этот ряд.
http://armtimes.com/hy/article/27991
http://hetq.am/arm/news/26075/hh-nakhagahi-pesayi-karoxutyuny-ev-gexankarneri-havaqatsun.html
Однако в вопросе «жатвы» медиаполя Алиев во много раз превосходит пару Саргсян-Минасян. В Азербайджане фактически все медиакомпании находятся под контролем властей, независимые журналисты либо подвергаются преследованиям, либо арестованы, либо находятся в эмиграции.
В Армении в этой сфере используются более мягкие методы. Подальше от глаз и ушей «еврокормильцев» делаются угрожающие намеки непокорным СМИ, перекрывают им финансовые источники, и а иногда и поколачивают журналистов «евроинтегрированными» дубинками – будто бы случайно, в результате стечения обстоятельств.
Вспомним период, последовавший за референдумом: с опустевшего политического поля только дым поднимался, когда группа «Сасна Црер» захватила здание полка ППС.
В дни, последовавшие за 17 июля 2016 года, происходили столкновения, 29 июля с площади Республики шествие направилось к улице Хоренаци. Полиция и «призраки в штатском» напали на митингующих, избивая их дубинками. Пострадали десятки граждан, в том числе представители СМИ. За год до этого полиция , применяя физическую силу и спецтехнику, «освободила» проспект Баграмяна, и вновь в результате неадекватных действий силовиков пострадали журналисты.
https://www.youtube.com/watch?v=Qb9Sn5RM1ZE
В 2017 году Армения, согласно докладу организации «The Economist Intelligence Unit» (EIU), заняла 111-е место по Индексу демократии и вошла в число «гибридных» стран. Азербайджан в том же докладе занял 148-е место и оказался в числе «авторитарных» стран. Фактически в этом смысле у нас ситуация хуже, чем, например, в Нигерии или Пакистане. Для сравнения скажем, что Молдова находится на 78-ом месте, Грузия — на 79-ом.
https://infogram.com/124776da-1c66-4ffc-8063-769dd7b42b1d
Теперь оставим «авторитарный Азербайджан» и на языке цифр поговорим о регрессе демократии в «сержсаргсяновской» Армении. В 2010 году по Индексу демократии Армения занимала 109-е место, в 2011 г. – 111-е, в 2012г. – 114-е, в 2016г. – 120-е место. В ноябре 2017 года заключено соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Республикой Армения и Евросоюзом, и мы стали демократичнее сразу на 9 пунктов, дойдя до уровня 2011года, но и в этом случае не смогли войти даже в первую сотню.
Что же представляет собой Индекс демократии? Это шкала уровня демократии внутри страны, основанная на оценках экспертов и результатах опросов общественного мнения в данной стране, и формируется она из показателей пяти основных категорий:
•избирательный процесс и плюрализм;
•деятельность правительства;
•политическое участие;
•политическая культура;
•гражданские свободы.
Если бы по одному из этих пунктов Армения могла сравниться с одной из классических цивилизованных стран, то можно было бы сказать, что у Саргсяна есть некие преимущества перед Алиевым. Но до тех пор пока нам нечего предложить миру в отношении избирательного процесса, политической культуры или гражданских свобод, мы так и будем годами брать пример с Молдовы, Грузии, или даже с Буркина Фасо и Сьерра Леоне.
И в этой ситуации необходимо растолковать Сержу Саргсяну: «Послушайте, Вы практически ничем не отличаетесь от Вашего апшеронского соседа, хотя и являетесь президентом сравительно свободной страны-победительницы».
Эдуард Мхитарян