“Россия будет воевать за Карабах? — нет, не будет” | Regions

“Россия будет воевать за Карабах? — нет, не будет”

12 июня,2017 14:12

ГАЛА беседует с экспертом в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григорием Трофимчуком.

-Исследовательская организация «Международная кризисная группа» (ICG) опубликовала доклад о Карабахском конфликте, посчитав реальным возобновление широкомасштабных боевых действий в Карабахе. В докладе под заголовком «Сгущающиеся над Нагорным Карабахом тучи войны» отмечается, что после апрельской эскалации в 2016 году Армения и Азербайджан сейчас ближе к войне в Нагорном Карабахе, чем когда-либо. Как вы думаете, существует ли такой риск ?

— Сейчас ситуация в зоне конфликта такая, что не просто существует как бы риск войны. Вопрос стоит не так. А – когда именно она может снова начаться, после чего? Поэтому даже название этого доклада в принципе говорит обо всём, дальше можно уже не читать. После обострения в августе 2014 года (заметим, что это случилось на фоне начала украинской войны, в чём-то это связанные вещи, когда всё стало можно) ситуация в зоне планомерно идёт под откос.

 

И особенно после апреля-2016, когда война началась, но слегка была остановлена. Азербайджан недоволен тем, что уже больше года, после того апреля, он видит предложение вернуться фактически к переговорам «имени 1994 года», и это категорически его не устраивает. В принципе, Баку этого и не скрывает. Поэтому продолжение неизбежно, так как переговоры не просто ничего не дали,– нет даже самих переговоров в их привычном стандартном виде. Всё – подвешено. Азербайджан видит, что Армении переговоры не нужны; Армения видит, что говорить уже бесполезно. Но даже и всё перечисленное не главное. А главное то, что ситуация в мире пошла под откос. И в этой войне Карабах просто не сможет остаться зоной мира и добра. И вялотекущего переговорного процесса.

-По вашему мнению, в случае эскалации какова будет позиция и роль России?

— У России не будет никакой новой роли, роль будет та же самая, как и много лет подряд: призывы к миру и политическому урегулированию конфликта, к дипломатическим методам. Последнее заявление Сергея Лаврова по поводу Карабахского конфликта говорит обо всём: Москва не видит иного способа, кроме как продолжения переговорного процесса. Проблема здесь только одна, но главная, ключевая: именно из-за формализма переговорного процесса и случился апрель-2016. Не учитывать этого события – означает, не понимать, что вообще происходит в регионе.

А значит, бросить оставить его на произвол. По сути, он и так уже находится в «бесхозном» состоянии, так как новых идей нет и, как мы видим, уже не будет. Отсутствие идей по-хорошему не заканчивается никогда. Тем более, что после апреля-2016 года и сам Карабах уже перевёл себя в иной статус, с новым названием. Баку это не просто молча регистрирует, а считает для себя открытым вызовом, причём брошенным в его сторону именно в ходе постапрельского якобы урегулирования. Если вы имеете в виду вопрос, будет ли РФ воевать за Карабах – то нет, не будет. Здесь ещё не ясна и роль ОДКБ, хотя этот блок, а не Россия, должен был бы первым всё контролировать. Но этого грозного военного блока в периметре тлеющей войны почему-то почти не видно.

— Эксперты организации полагают, что стороны признают опасность того, что в случае подобной эскалации будут втянуты две основные региональные державы – Россия и Турция, имеющие договоры с Арменией и Азербайджаном соответственно. Как вы думаете, есть такая угроза?

— Если ситуация снова свалится в войну, Россия и Турция, естественно, будут в неё втянуты. Но по-разному. Турция, по всей видимости, будет вести себя более активно, причём именно в военном отношении. А Россия будет призывать стороны к сдерживанию. Опять накалятся и сами российско-турецкие отношения. Грузия тоже займёт позицию, так как не сможет оставаться в стороне. Понятно, что эта позиция будет не пророссийской. Это понимают все, кто «заведует» мировыми войнами.

И поэтому, наверняка, уже сейчас все эти расклады прикидываются в практическом плане. А вот кому придётся воевать точно – так это ОДКБ. В противном случае, эта структура просто развалится, так как создана она была всё же не для борьбы с наркотиками и терактами.

— Российский сопредседатель Минской группы Игорь Попов заявил, что им удалось достичь договоренности об увеличении числа наблюдателей от ОБСЕ на 7 человек, но пока не согласовано, где они будут размещены. Будет ли реализована договоренность и что она даст?

— 7 (семь, прописью) человек наблюдателей – это просто смешно. Непонятно, почему после соответствующих решений встреч в Вене и Санкт-Петербурге, в прошлом году, этих самых наблюдателей нет в зоне конфликта в количестве 1000 или даже 5000 человек. Они уже давно там должны были бы стоять, взявшись за руки. Семь человек будут по-прежнему отдыхать в хороших отелях, питаться хорошей едой и делать пустые, формальные отчёты. Войну этот их личный досуг в зоне конфликта не остановит никак. Помимо наблюдателей, должны быть резко усилены средства и способы наблюдения, должны быть определены стороны, ответственные за срыв перемирия, и так далее. А нам до сих пор рассказывают про этих «семерых смелых». И даже это ещё до конца не решено: «удалось достичь договорённости».

Ну, понятно. Из числа членов МГ ОБСЕ, и членов их семей, там никого не убивают, поэтому можно и дальше вести расслабленный образ жизни, переговариваясь, время от времени, за какими-то столами. Эти семь человек должны нам, прежде всего, ответить на вопрос: кто виноват в обострениях апреля-2016 и февраля-2017? Так как ответственность за май-2017 Азербайджан уже вполне спокойно взял на себя.

—Говорят, лучший способ не допустить возобновления войны – координированные действия России, США и Франции вместе с сильной вовлеченностью руководства. «Они также должны оказать давление на лидеров Армении и Азербайджана, чтобы смягчить враждебную риторику..»… Как вы думаете, у кого находится ключ к миру?

— Скоординированные действия РФ, США и Франции – это сегодня уже намного сложнее, чем, например, пять лет назад. Если нет особой координации нигде, включая сирийскую войну, то о каких согласованных действиях можно говорить в отношении Карабаха? Никакого «ключа мира» для Карабаха уже не существует. Он потерян где-то в горах. Баку, естественно, продолжает думать и утверждать, что такой ключ находится в Кремле. Конечно, это очень лестная оценка возможностей Москвы, но, к сожалению, на деле это далеко не так. Азербайджан считает, что если Москва снимет свою «руку» с карабахской зоны, анклав мгновенно будет отвоёван азербайджанской армией. Это далеко не так. Весь регион, а уже не только один Карабах, мгновенно свалится в войну. Причём воевать открыто в этой войне придётся уже всем, включая Россию и Турцию.

Арменуи Варданян

Новости