«Если закроюсь, пострадают 94 фермы, у которых я покупаю молоко» Налоговые изменения негативно отразились на производстве сыра в приграничном селе Елпин | Regions

«Если закроюсь, пострадают 94 фермы, у которых я покупаю молоко» Налоговые изменения негативно отразились на производстве сыра в приграничном селе Елпин

12 мая,2025 22:26

Налоговые изменения, вступившие в силу с 1 января текущего года, негативно отразились на деятельности компании «Артчиз», которая занимается производством сыра в селе Елпин в Вайоц Дзоре. До сих пор дела компании шли хорошо. Хоть объемы производства и не очень большие, но компания экспортировала продукцию в США, Россию, Грузию и Казахстан.

По словам директора компании «Артчиз» Артура Назаряна, до налоговых изменений они платили налог с оборота в размере 3,5%, сейчас — 7,5%. Молоко закупается у областных предпринимателей и сельчан Данное налоговое изменение предполагает документирование всех транзакций и покупок, что может привести к снижению налога до 1%. Однако в этом селе, расположенном недалеко от армяно-азербайджанской линии соприкосновения, купить у жителей документированное молоко  непросто.

«Налоговая говорит, если будешь оплачивать все покупки по счет-фактуре, твой  налог уменьшится. В действительности это не так; в случае производства налог снижается не на 1%, а на 3,5% минимум. Как мне потребовать счет-фактуру у сельчанина, как может сельчанин дать мне счет-фактуру?  Это то же самое, что работать по НДС (налогом на добавленную стоимость), сельчанин будет давать НДС, от которого он освобожден. В этом случае ни один сельчанин, особенно после того, как декларирование стало обязательным, даже не захочет, чтобы вы платили деньги банковским переводом. Перевожу на карты, они говорят: «Не хочу. Дай наличными. Не дашь, не буду с тобой работать». Поэтому наш налог вырос», — отмечает Артур Назарян.

Из-за повышения налогов конкурировать на рынке становится все сложнее. По словам предпринимателя, он не может конкурировать с крупными компаниями, поскольку те завозят из-за рубежа товары, облагаемые НДС: сухое молоко и другое сырье: «Пытаемся выдержать, но это даже нельзя назвать «выдерживать». Может, не закроюсь в этом году, не закроюсь в следующем, закроюсь на следующий год. Если я закроюсь, вместе со мной закроются несколько ферм. Я покупаю молоко примерно у 94 ферм. Если я закроюсь, они тоже пострадают, — говорит директор компании, добавляя, — И без этого сельское хозяйство, особенно животноводство, в нашей стране постепенно приходит в упадок. Цена на молоко из года в год также падает, поскольку производители импортируют дешевое сухое молоко из-за рубежа.

Спрос на натуральное молоко невелик. Но я за то, чтобы цена на молоко была высокой. В общине существует проблема с поливной водой. Летом уровень воды в реке уменьшается. Сельчане обеспечивают подачу воды насосами. Они постоянно платят за воду, лекарства и не знаешь за что еще. В прошлом году урожая не было, доход был нулевой. Как им выжить? Бойня находится в Вайке, но забивать одно-два животных в Вайке невыгодно, и владелец бойни говорит: «Я буду работать, только если будет двадцать животных». Люди разочаровываются и не хотят держать скот. Как жить сельчанам?» Компания производит 12 видов сыра, смесь голландского и армянского. Елпин для консультации посетил специалист из Голландии, вместе они разработали новую технологию.  «Нас научили делать голландский сыр, и мы решили, что у нас есть хороший традиционный армянский сыр, давайте объединим их и получим новый продукт. Сейчас мы производим выдержанный в вине сыр Гауда, это наша идея, выдержанный в виски сыр Гауда. Мы производим египетский сыр, это новинка на рынке, ингредиенты из Египта», — рассказывает Назарян.

Он отмечает, что, вместо того, чтобы развивать малый бизнес, его закрывают, он не выдерживает конкуренции: «Я лично был свидетелем того, как закрылось несколько небольших сыроваренных заводов. Не выдержали налог в размере 7,5%. Если же поднять цену, продукт не будет продаваться». Он просит правительство пересмотреть эту налоговую политику: «Хочу, чтобы они позвали нас, выслушали, проконсультировались и определили общий налог для сельскохозяйственного сектора, особенно для сектора производства молочных продуктов. Мы не против уплаты налогов. Платить должен каждый, но, по крайней мере, чтобы это было разумно и с учетом специфики. Но если я заплачу столько налогов и останусь банкротом, что мы выиграем, что выиграет государство?» Назарян отмечает, что село граничит с Азербайджаном, расстояние по прямой составляет 3 километра, однако оно не считается приграничным, и соответствующие льготы им не предоставляются. «Например, в других приграничных селах существуют льготы на электроэнергию, газ и другие виды льгот. Наши общины пустеют.

Чтобы молодежь не уезжала, надо, чтобы в нашем селе, как в Арени, действовала программа льготного жилья. Нужен статус, нужно решить вопрос строительства жилья, нужно предоставить льготы, построить дома на доступных условиях. Молодые говорят: «Поеду работать за рубеж, чтобы построить дом». Уезжают и больше не возвращаются. А если у них будет дом, если заведут семью, тогда они подумают о бизнесе и не уедут из села. Кому оставить эту прекрасную природу и уехать? Благодаря этой программе в Арени приезжали строить дома из Еревана и Гюмри. В этом году азербайджанцы не обстреливали село, но в предыдущие годы инциденты случались, даже недалеко от сельского кладбища разбился азербайджанский беспилотник. Хрупкий мир, говорит Артур Назарян и добавляет, что люди покидают село не из-за проблем с безопасностью, а из-за безработицы. Елпин не входит в список приграничных сел.

Артур Назарян лично поднял этот вопрос, организовал сбор подписей за включение села в этот список и представил вопрос премьер-министру: «Результата нет, говорят, если так подходить, все села Армении будут приграничными. Если они не дают статуса, то, по крайней мере, должны предоставить какие-то льготы. Вон азербайджанцы сидят по ту сторону горы. В прошлый, в позапрошлые годы они стреляли по сельским домам, слава богу, ничего не произошло».

Нелли Бабаян

Новости