Мовсес Кешишян: В Иране наблюдается нехватка пресной воды, но ситуация не кризисная

Острая конфронтация между Израилем и Ираном из-за ядерной программа Ирана, названная президентом США Дональдом Трампом «двенадцатидневной войной», окончилась еще более неожиданно, чем началась. 13 июня Израиль начал превентивные удары по иранским ядерным объектам и военным базам.
Это был самый сильный удар по Исламской Республике со времен войны с Ираком 1980-х годов. Иран ответил ракетными ударами по израильским военным объектам, инфраструктуре и городам. 22 июня США вступили в войну, нанеся удары по иранским ядерным объектам в Фордо и Натанзе, а Иран нанес удар по американской военной базе в Катаре. Уже 24 июня 2025 года вступило в силу соглашение между Израилем и Ираном о прекращении огня.
В ходе этой операции были убиты иранские физики-ядерщики и высокопоставленные чиновники, курирующие ядерную программу Ирана. В результате израильских ударов пострадало мирное население, повреждены жилые здания и гражданские объекты. В ходе 12-дневной воздушной войны в Иране погибли около 935 человек, среди которых 38 детей и 132 женщины.
В беседе с REGIONSTV главный редактор выходящей в Тегеране еженедельной армянской газеты «Аракс» Мовсес Кешишян сказал, что, несмотря на установление мира после 12-дневной войны, тревога среди населения не проходит. По его словам, все понимают, что опасность войны еще не миновала, и это вызывает у людей беспокойство как с точки зрения их собственного положения, так и с точки зрения возможных развитий в стране. Но тем не менее, у жизни есть свои правила, и даже в самых сложных обстоятельствах люди могут найти решения, чтобы выйти из тупика. Так же и народ Ирана, хотя он и получил тяжелый удар входе 12-дневной войны, у него сильная воля к сопротивлению и восстановлению.
Напомним, что ещё в июле президент Ирана Масуд Пезешкиан заявил, что «Тегеран столкнулся с серьёзной нехваткой воды. Ситуация серьёзная, у Тегерана фактически больше нет воды». Президент Ирана добавил, что в качестве экстренного решения не исключается перенос столицы. Иранские СМИ сообщили, что уровень воды в семи водохранилищах страны упал до менее 10%, а две плотины в южных провинциях Хормозган и Фарс полностью высохли.
В связи с этой проблемой Кешишян отметил, что в стране наблюдается нехватка пресной воды, но ситуация не кризисная. По его мнению, Иран сталкивается с одной из самых острых проблем – дефицитом пресной воды. Этот вызов обусловлен сложным сочетанием географических, климатических и других факторов. Большая часть территории страны расположена в засушливой и полузасушливой зонах, характеризующихся низким уровнем осадков и высоким уровнем испарения. Климатические изменения усугубляют проблему нехватки воды. Повышение температуры приводит к увеличению испарения и уменьшению количества осадков, что негативно сказывается на водных ресурсах. «Такие погодные явления, как засухи и наводнения, становятся все более частыми, что создает дополнительные проблемы в стране. Последние годы были засушливыми, с другой стороны, на протяжении многих лет на четырех сторонах страны незаконно рыли глубокие колодцы и опорожняли подземные резервуары, что еще больше усугубило ситуацию», – сказал главный редактор еженедельника «Аракс».
Он добавил, что иранское правительство осознает важность проблемы и предпринимает шаги для ее решения. Он также отметил, что правительство Ирана повышает осведомленность населения о проблеме нехватки воды и поощряет более ответственное отношение к водным ресурсам. Кроме того, оно пытается сделать ситуацию управляемой различными способами. «В крупных городах снизили давление воды, поэтому высотные здания для подачи воды на верхние этажи обязаны использовать насосы. В разъяснительных заявлениях от народа требуется не использовать пресную воду для мытья дворов и автомобилей и вообще экономно расходовать эту столь жизненно важную жидкость. Цены на воду также несколько выросли».
По мнению Мовсеса Кешишяна, несмотря на существующие трудности, Иран обладает достаточным потенциалом для решения проблемы нехватки пресной воды. Он подчеркнул, что «ситуация в стране не настолько сложна, чтобы достичь катастрофических масштабов. И, похоже, зарубежные СМИ в определённых целях чрезмерно раздувают вопрос с нехваткой пресной воды в Иране».
Как считает Мовсес Кешишян, внешние силы, могут использовать проблемы с нехваткой пресной воды в Иране։ «Уже много лет турецкие власти, крича о «братстве», оказывают давление не только на Иран, но и на Ирак и Сирию, строя один за другим водохранилища на реках Евфрат, Тигр и Аракс. В результате иранскому сельскому хозяйству был нанесен большой ущерб, и в юго-западном регионе страны поднялась песчаная пыль. А в последнее время та же Турция строит водохранилище и в Афганистане, что может нанести ущерб юго-восточным регионам Ирана».
Забела Авакян