Новые налоговые изменения приведут к непоправимой дискриминации, сделав уязвимые группы населения еще более уязвимыми. Правозащитные организации бьют тревогу

Налоговые изменения в первую очередь коснулись деятельности небольших юридических фирм и правозащитных НПО, которые и так не в состоянии в областях оказывать услуги по защите прав из-за ограниченности ресурсов.
Согласно Налоговому кодексу, который с 1 января этого года уже с изменениям вступил в силу, адвокаты, платящие налог с оборота, перешли на общую систему налогообложения. В результате этого изменения пострадали и правозащитные НПО, которые оказывают уязвимым слоям общества бесплатные юридические услуги. В ходе состоявшейся сегодня в «Медиа-центре» дискуссии юрист по гражданским делам «Центра поддержки женщин» Асмик Паханян представила последствия налоговых изменений за последний месяц и отметила, что они в первую очередь затронули деятельность небольших юридических фирм и правозащитных НПО.
«НПО, имея свой бюджет, платит адвокатам деньги за оказание услуг, из которых адвокат, согласно этим поправкам, должен заплатить больше налогов в 6-8 раз. Естественно, адвокаты не смогут выплачивать такие налоговые обязательства, и все это приведет к тому, что правозащитные НПО, которые обязаны оказывать эти юридические услуги, не смогут их оказывать», — сказала она, приведя в пример их организацию, которая уже не может предоставлять адвокатские услуги в областях из-за скудных ресурсов. Адвокат уверяет, что это широко распространенная проблема, и она присутствует и в Офисе Общественного защитника.
Юрист общественной организации Pink Armenia Ара Карагезян в свою очередь коснулся влияния закона на уязвимые группы общества, заявив, что принятие этого законопроекта вызывает беспокойство, прежде всего, с точки зрения прав человека. «Здесь возникает вопрос о праве на доступ к суду. Фактически получается, что этим шагом государство лишает бесплатной юридической помощи и возможности нанять адвоката тех, кто не в состоянии платить», — заявил Ара Карагезян. По его словам, принятие закона также противоречит положениям «института pro bono» («Pro bono» от лат. pro bono publico «ради общественного блага»): оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе., принятого во всех демократических странах, согласно которому адвокаты обязаны выполнять условный объем бесплатной юридической работы в течение года. Адвокат отметил, что вопросы вызывает и отсутствие должного обсуждения законопроекта с заинтересованными сторонами, а также не была учтена негативная позиция Защитника прав человека и министра юстиции. «Мы занимаемся правами представителей сообщества ЛГБТ. Мы все знаем, с какой дискриминацией могут столкнуться эти люди каждый раз, когда остаются одни в полицейском участке. Без адвоката невозможно.
Потерпевшие не желают подавать заявление и участвовать в следственных действиях без адвоката. Получается, что государство предпринимает шаги, которые в конечном итоге лишают людей бесплатной юридической помощи. «Те люди, у которых нет этих денег и чье дело: пытки, домашнее насилие, дискриминация, носит стратегический характер, больше не смогут защищать свои права, что является ограничением права суда», — сказал Ара Карагезян.
Адвокат по уголовным делам Центра поддержки женщин Заруи Меджлумян, заявила, что правозащитные организации оказались в сложной ситуации и ищут новые источники финансирования, новые средства и ресурсы для решения проблемы. В свою очередь, по мнению Меджлумян, новые правила приведут к косвенной дискриминации, сделав и без того уязвимую группу гораздо уязвимее. Также был рассмотрен вопрос о неспособности правительства провести публичные слушания и достаточные мероприятия по повышению осведомленности. «По нашему мнению, целью было принять изменения очень быстро и не вовлекать в это правозащитные НПО, так как это привело бы к очень большой волне протестов, было бы много общественных обсуждений, и вполне возможно, что в таком случае закон не был бы принят, либо в законе были бы предусмотрены исключения», — заявила Асмик Паханян. Участники дискуссии заверили, что принятие закона нарушает установленные Конституцией основные права человека, выразили надежду, что Конституционный суд проявит благоразумие и примет к рассмотрению производство по вопросу предоставления бесплатной юридической помощи, в противном случае попытаются решить вопрос на международных площадках.
Никол Маргарян